Антикоррупционная политика
Антикоррупционная политика Казахстана постоянно совершенствуется исходя из запросов общества с учетом национальной практики и передового зарубежного опыта.
С принятием Закона «О противодействии коррупции» создана система мер противодействия коррупции с разумным балансом превентивных и уголовно-правовых инструментов.
В борьбу с коррупцией активно вовлекается гражданское общество через антикоррупционное просвещение и создание атмосферы «нулевой» терпимости к любым ее проявлениям.
Будучи главным проводником антикоррупционной политики государства, Агентство Республики Казахстан по противодействию коррупции (Антикоррупционная служба) в своей деятельности сочетает элементы эффективной превенции, масштабного просвещения, конструктивного партнерства с обществом и уголовно-правовых мер.
Борьба с коррупцией определена одним из приоритетов государственной политики страны.
Данный вопрос особенно актуален в свете имеющихся поручений Главы государства об усилении работы в этом направлении.
Особые акценты руководством страны расставлены на необходимости комплексной превентивной работы по устранению любых предпосылок.
Оценка деятельности госорганов осуществляется с учетом принимаемых ими мер по профилактике коррупции, минимизации рисков и обеспечению качества предоставляемых госуслуг.
Акцент в профилактике коррупции сделан на формирование антикоррупционной культуры, внедрения принципов добропорядочности и открытости, выявления и устранения коррупционных рисков.
Вместе с тем 3 января прошлого года Главой государства подписан Закон о совершенствовании антикоррупционного законодательства, касательно формирования системы защиты лиц, сообщивших о фактах коррупции, деятельности антикоррупционных комплаенс-служб и ответственности за необоснованное обогащение.
Законодательные изменения вступили в силу 7 марта прошлого года.
Обеспечение надлежащей защиты лиц, сообщающих о фактах коррупции, является базовым условием эффективного противодействия коррупции.
Ранее, законодательство не содержало каких-либо мер по защите трудовых прав осведомителей. В основном они применялись лишь при наличии реальной угрозы насилия или иного физического воздействия.
В целях создания комплексной системы защиты лиц, сообщивших о фактах коррупции, выработанные поправки направлены на защиту осведомителей от ущемлений их прав
в сфере трудовых отношений.
Данные лица не могут быть привлечены к дисциплинарной ответственности, уволены с должности или переведены на другую должность без рекомендаций дисциплинарной комиссии или иного коллегиального органа.
При этом государственный орган или организация обязаны приглашать представителя антикоррупционной службы для участия в заседании коллегиального органа.
В случае несогласия с решениями дисциплинарной комиссии Антикоррупционной службой будет направляться уведомление в местный орган по инспекции труда либо в прокуратуру о нарушении прав и законных интересов работника.
Также Законом регламентировано обеспечение конфиденциальности сведений о лице, сообщившем о факте коррупционного правонарушения.
Антикоррупционная служба обеспечивает полную конфиденциальность осведомителей. Данная категория граждан попадает под программу защиты свидетелей.
Таким образом граждане, проявившие свою гражданскую позицию и нулевую терпимость к коррупции полностью защищены законодательством.
Кроме того, отдельными Правилами предусмотрено поощрение граждан, содействующих раскрытию коррупционных преступлений. Выплаты производятся после вынесения судебного приговора в отношении лиц о которых сообщают граждане.
Введена дифференцированная система поощрения граждан, сообщающих о фактах коррупции и иным образом оказывающих содействие в противодействии коррупции. Теперь вознаграждения выплачиваются в зависимости от размера взятки или причиненного ущерба, а не фиксированно, как это было ранее. Максимальная выплата может составлять четыре тысячи месячных расчетных показателей.
Предусмотрен полный запрет на получение и дарение подарков в связи с исполнением служебных обязанностей лицам, занимающим ответственную государственную должность, а также уполномоченным на выполнение государственных функций, приравненным к ним лиц, и членам их семей.
Усилены нормы о недопустимости совместной службы (работы) указанных лиц с близкими родственниками, супругами и свойственниками. Кандидаты на государственную должность обязаны уведомлять о работающих родственниках в государственной организации.
Законом также вводится ответственность за необоснованное обогащение через контроль за соответствием расходов и доходов государственных служащих, а также приравненных к ним лиц.
Усовершенствованы меры финансового контроля. В 2021 году государственные служащие, лица, приравненные к ним, а также их супруги в рамках всеобщего декларирования предоставили «входные» декларации, зафиксировав все свои активы. С 2022 года осуществляется сопоставление доходов и расходов.
За несоответствие расходов чиновника его доходам по итогам сопоставления деклараций будут применяться административные и карьерные санкции.
В каждом случае чиновнику будет даваться возможность обосновать законность расходов.
Если он не обоснует — наступит адмответственность в виде штрафа 90% от суммы расхождения. При значительном расхождении, а именно превышении годового дохода чиновника, то помимо штрафа он подлежит увольнению по отрицательным мотивам.
Действует пожизненный запрет на трудоустройство на государственную службу и в субъекты квазигосударственного сектора для лиц, совершивших коррупционные преступления.
Ужесточены санкции за коррупционные преступления для сотрудников правоохранительных органов, судей, взяткодателей и посредников во взяточничестве.
Для осужденных за тяжкие и особо тяжкие коррупционные преступления исключена возможность применения условно-досрочного освобождения. Установлен запрет на отбытие наказания за взяточничество сразу в учреждении минимальной безопасности.
Введен институт персональной ответственности руководителей государственных органов, организаций, субъектов квазигосударственного сектора за коррупцию подчиненных.
Одной из главных проблем сегодня является «Бытовая» коррупция, обусловленная взаимодействием граждан и предпринимателей с представителями государственных органов и организаций в повседневной жизни, которая сохраняется во многих сферах.
По результатам социологического исследования перечень чувствительных с точки зрения коррупции органов и учреждений из года в год практически не меняется, это: государственные поликлиники и больницы, полиция, управления земельных отношений, ЦОНы, государственные детские сады и вузы.
В структуре коррупционной преступности за последние три года значительную часть занимают факты взяточничества — более 50%.
В числе основных причин: сохраняющиеся административные барьеры, двусмысленные и дискреционные нормы, недостаточная открытость государственных органов, высокая доля государственных услуг, оказываемых на альтернативной (бумажной) основе.
Сообщить о коррупционном факте может любой гражданин по телефону 1424 в Call-центр Антикора или посетить Департамент расположенный по адресу г.Жезказган, ул.Курманбаева 15.